Блог Территории Цзин

История возникновения цигун


Как появился цигун? 

Однозначного ответа на этот вопрос нет.

Но существует легенда, исходя из которой следует, что много лет назад, первые китайцы нашли на берегу Желтой реки огромную черепаху.

На ее панцире были начертаны знаки, рассказывающие о пути развития Космоса и Человека, о методах Практики и Достижения долголетия.

Отдавая дань той самой черепахе, принесшей Систему и знания Человеку, перед входом в монастыри и храмы Китая можно увидеть скульптуры огромных черепах. А на стелах надписи о давно минувших событиях. 

Эти знания, которые по преданию получили люди, были положены в основу системы саморазвития, которую сейчас называют Цигун.

И поскольку эта система развивалась в различных местах и регионах, существуют различные направления и школы Цигун. И, в зависимости от их целей, различные методы практики. 

Одной из таких систем является Чжун юань цигун, который я практикую уже более 12 лет (подробнее об этой системе здесь>>>>).

С прошлого века, системы цигун начали подразделять на Конфуцианское, Даосское, Буддийское, Медицинское (или Лечебное), Боевых искусств (или школу Бокса). 

Конфуцианское направление заложено известным мыслителем Конфуцием (551—479 гг. до н. э.). В философии этого направления преобладало этическое начало.

Практика была направлена на регулирование сознания, избавление от эмоций, воспитание нравственных качеств, повышение творческой активности и совершенствование личности для общественно-полезной деятельности. При этом надо было уметь достигать состояния умиротворения, тишины и покоя. 

Храмы Конфуция расположены во многих регионах Китая. Главный из них находится в месте захоронения Конфуция, в центре уездного города Цюйфу (провинция Шаньдун), где при всех династиях совершались обряды в его честь. 

В III веке до н.э. появляется Даосское направление (хотя многие специалисты сейчас считают, что даосизм возник около 5 тыс. лет назад).

Центральным понятием в разных направлениях даосизма было понятие «Дао» — «Путь». Основная отличительная его особенность — естественность, непреднамеренность. 

В данном случае перевод понятия «Дао» упрощен. Если рассмотреть Дао с позиции древней китайской культуры, то из написания иероглифа и последовательности его начертания следует целая философия. 

Левый блок — часть иероглифа «идти», «движение». Горизонтальная линия означает «весь мир», «Космос в целом»; два штриха над ней говорят о том, что этот Космос состоит из двух частей — Инь и Ян; правый нижний блок означает «я сам», а вся правая часть — «голова». 

На основании этого философский смысл понятия «Дао» можно трактовать следующим образом: человек является порождением и частью Космоса, поэтому его развитие должно идти согласно общим космическим законам.

В процессе своего бытия, развиваясь, Человек должен изменяться, двигаясь к пониманию того, что Космос един и поэтому все в нем взаимосвязано. Во всем Космосе существуют единые законы и правила и для Природы, и для Общества.

Они должны стать понятными и очевидными Человеку как части Космоса, они должны соблюдаться каждым человеком в отдельности и обществом в целом.

И когда человек осознает это и примет в свое сердце, он станет гармоничным и целостным, подобно Космосу, и сможет работать в Космосе где угодно, в любой точке пространства и времени, выполняя свою Человеческую и одновременно Космическую Задачу. 

Именно в этом смысле Дао — это Путь развития человека от простого существования к осмыслению и пониманию мира, к прозрению, наконец. 

Доминирующим в даосском направлении является тренировка ума и тела совместно.

Тренировка ума включает в себя «даоинь ума» — метод практики, в результате которой наступает «Тишина ума» и сознание входит в определенное состояние — состояние Цигун.

Методики тренинга уделяют равное внимание как упражнениям, так и созерцанию природы, стремлению подчинить свое «Я» единому потоку Дао.

Первый даосский храм находится в Пекине — Храм Белых Облаков. Его называют храмом Лао-цзы. 

Буддийское направление во многом близко даосскому. Оно возникает на рубеже новой эры в результате проникновения буддизма из Индии в Китай. 

Буддизм — самая древняя из мировых религий. Христианство моложе его на пять веков, а Ислам — на 12. Начало ему положил царевич Сиддхартха Гаутама из племени шакьев, жившем в V веке до н. э. в долине Ганга.

Став странствующим отшельником, он получил имя Шакьямуни («отшельник из племени шакьев»), а позже — Будды («просветленный высшим знанием»).

40 лет странствовал он по поселениям долины Ганга, проповедуя свое учение, показывая чудеса и оставляя учеников.

Он ушел из жизни в возрасте 80 лет — буддисты назвали это «великим переходом в нирвану». 

Считается, что Будда пришел снова на Землю после бесконечного множества перевоплощений для того, чтобы показать человечеству путь избавления от страданий — в этом заключалась его миссия.

И путь спасения в буддизме универсален для всех людей вне зависимости от социальной среды, имущественного положения, расовой принадлежности и уровня образования (или ступени развития).

Исследователи буддизма считают, что это и позволило стать ему мировой религией и распространиться из Индии во многие страны.

Много буддистских храмов и в Китае. Одним из трех наиболее значимых сооружений, посвященных буддизму, являются гроты Лун Мэнь, или «Ворота Дракона» (рис. X) в провинции Хэнань.

Их создавали более 400 лет, начиная с конца V века. В прошом — это пещерный монастырь. Там, в горе из песчаника, — две тысячи естественных и рукотворных пещер, более ста тысяч каменных статуй будд с их любимыми учениками и Стражами Неба, две тысячи горельефов, рисунков и текстов, в том числе по лечению болезней.

Сегодня — это сокровищница китайской медицины, уникальный центр экскурсий и паломничества. 

Останки Будды после сожжения были разделены между племенами, с которыми Будда общался при жизни, и над ними были воздвигнуты культовые сооружения.

Одной из важнейших релик¬вий— особой святыней — считаются зубы Будды. Для их хранения строили специальные Храмы Зуба (рис. VII), которые можно встретить в Индии, Шри-Ланке, Китае. 

В отличие от даосов, буддисты воспринимают жизнь как цепь страданий и бесконечных воплощений в «колесе перерождений».

Они считают, что только непрерывное совершенствование может помочь преодолеть карму, достичь просветления и прийти в состояние Будды.

Большинство явлений в буддизме трактуются как иллюзорные, поэтому методики обучения направлены на «сдерживание сознания», регулирование эмоционального состояния, созерцание, растворение сознания в «абсолютной истине».

Вообще в буддизме существует несколько направлений. Особое место занимает школа Чань (с санскрита — созерцание, медитация), известная на Западе как Дзэн-буддизм (японский вариант). Возникла она в V веке до н. э.

Основная ее идея — это не постепенное совершенствование, а внезапное просветление, мгновенное озарение.

Но подготовка к нему также была длительной и заключалась в сидячей медитации (пассивная форма) или в диалогах, когда ученику задавали вопросы, не имеющие логического ответа (активная форма), а также в занятиях боевыми искусствами. 

Родоначальником китайской школы Чань считается индийский князь Бодхидхарма, известный под именем Дамо, которого почитают, как и Будду. 

Сейчас, можно сказать, что это направление так и называется Чань цигун.

Существуют еще и боевой вид цигун (жесткий цигун) и медицинский аспект цигун. Медицинский цигун имеет одну и туже составляющую с традиционной китайской медициной, в основе которой трактат Желтого Императора и др.

Какую систему выбрать?

Мне ближе даосская концепция, где нет жестких правил. Таковая основана на взаимодействии Человека и Природы.

Так же, в той системе, которую я изучала присутствует и медицинский аспект, что помогает сохранить здоровье в хорошем качестве. 

Кроме того, знания я получала от непосредственного Учителя, Сюи Минтана, который принадлежит к древней династии. Где знания передаются из уст в уста. От старшего поколения младшему. 

Поэтому, когда вы примите решение изучить какую-либо систему, обратите внимание на источник и на наличие самой структуры учения. 

Без этих составляющих, довольно сложно понять не только смысл практик, но и получить от них действительный результат.

От себя могу добавить, что я открыта для общения и вы всегда можете подать заявку на личную сессию на странице сайта о курсах и тренингах проекта Территория Цзин.

(В тексте использована книга Гранд мастера цигун, Сюи Минтана «Чжун Юань Цигун. Первая ступень») 
Даопсихология