Но существует легенда, исходя из которой следует, что много лет назад, первые китайцы нашли на берегу Желтой реки огромную черепаху.
На ее панцире были начертаны знаки, рассказывающие о пути развития Космоса и Человека, о методах Практики и Достижения долголетия.
Отдавая дань той самой черепахе, принесшей Систему и знания Человеку, перед входом в монастыри и храмы Китая можно увидеть скульптуры огромных черепах. А на стелах надписи о давно минувших событиях.
Эти знания, которые по преданию получили люди, были положены в основу системы саморазвития, которую сейчас называют Цигун.
И поскольку эта система развивалась в различных местах и регионах, существуют различные направления и школы Цигун. И, в зависимости от их целей, различные методы практики.
Одной из таких систем является Чжун юань цигун, который я практикую уже более 12 лет (подробнее об этой системе здесь>>>>).
С прошлого века, системы цигун начали подразделять на Конфуцианское, Даосское, Буддийское, Медицинское (или Лечебное), Боевых искусств (или школу Бокса).
Конфуцианское направление заложено известным мыслителем Конфуцием (551—479 гг. до н. э.). В философии этого направления преобладало этическое начало.
Практика была направлена на регулирование сознания, избавление от эмоций, воспитание нравственных качеств, повышение творческой активности и совершенствование личности для общественно-полезной деятельности. При этом надо было уметь достигать состояния умиротворения, тишины и покоя.
Храмы Конфуция расположены во многих регионах Китая. Главный из них находится в месте захоронения Конфуция, в центре уездного города Цюйфу (провинция Шаньдун), где при всех династиях совершались обряды в его честь.
В III веке до н.э. появляется Даосское направление (хотя многие специалисты сейчас считают, что даосизм возник около 5 тыс. лет назад).
Центральным понятием в разных направлениях даосизма было понятие «Дао» — «Путь». Основная отличительная его особенность — естественность, непреднамеренность.
В данном случае перевод понятия «Дао» упрощен. Если рассмотреть Дао с позиции древней китайской культуры, то из написания иероглифа и последовательности его начертания следует целая философия.
Левый блок — часть иероглифа «идти», «движение». Горизонтальная линия означает «весь мир», «Космос в целом»; два штриха над ней говорят о том, что этот Космос состоит из двух частей — Инь и Ян; правый нижний блок означает «я сам», а вся правая часть — «голова».
На основании этого философский смысл понятия «Дао» можно трактовать следующим образом: человек является порождением и частью Космоса, поэтому его развитие должно идти согласно общим космическим законам.
В процессе своего бытия, развиваясь, Человек должен изменяться, двигаясь к пониманию того, что Космос един и поэтому все в нем взаимосвязано. Во всем Космосе существуют единые законы и правила и для Природы, и для Общества.
Они должны стать понятными и очевидными Человеку как части Космоса, они должны соблюдаться каждым человеком в отдельности и обществом в целом.
И когда человек осознает это и примет в свое сердце, он станет гармоничным и целостным, подобно Космосу, и сможет работать в Космосе где угодно, в любой точке пространства и времени, выполняя свою Человеческую и одновременно Космическую Задачу.
Именно в этом смысле Дао — это Путь развития человека от простого существования к осмыслению и пониманию мира, к прозрению, наконец.
Доминирующим в даосском направлении является тренировка ума и тела совместно.
Тренировка ума включает в себя «даоинь ума» — метод практики, в результате которой наступает «Тишина ума» и сознание входит в определенное состояние — состояние Цигун.
Методики тренинга уделяют равное внимание как упражнениям, так и созерцанию природы, стремлению подчинить свое «Я» единому потоку Дао.
Первый даосский храм находится в Пекине — Храм Белых Облаков. Его называют храмом Лао-цзы.
Буддийское направление во многом близко даосскому. Оно возникает на рубеже новой эры в результате проникновения буддизма из Индии в Китай.
Буддизм — самая древняя из мировых религий. Христианство моложе его на пять веков, а Ислам — на 12. Начало ему положил царевич Сиддхартха Гаутама из племени шакьев, жившем в V веке до н. э. в долине Ганга.
Став странствующим отшельником, он получил имя Шакьямуни («отшельник из племени шакьев»), а позже — Будды («просветленный высшим знанием»).
40 лет странствовал он по поселениям долины Ганга, проповедуя свое учение, показывая чудеса и оставляя учеников.
Он ушел из жизни в возрасте 80 лет — буддисты назвали это «великим переходом в нирвану».
Считается, что Будда пришел снова на Землю после бесконечного множества перевоплощений для того, чтобы показать человечеству путь избавления от страданий — в этом заключалась его миссия.
И путь спасения в буддизме универсален для всех людей вне зависимости от социальной среды, имущественного положения, расовой принадлежности и уровня образования (или ступени развития).
Исследователи буддизма считают, что это и позволило стать ему мировой религией и распространиться из Индии во многие страны.
Много буддистских храмов и в Китае. Одним из трех наиболее значимых сооружений, посвященных буддизму, являются гроты Лун Мэнь, или «Ворота Дракона» (рис. X) в провинции Хэнань.
Их создавали более 400 лет, начиная с конца V века. В прошом — это пещерный монастырь. Там, в горе из песчаника, — две тысячи естественных и рукотворных пещер, более ста тысяч каменных статуй будд с их любимыми учениками и Стражами Неба, две тысячи горельефов, рисунков и текстов, в том числе по лечению болезней.
Сегодня — это сокровищница китайской медицины, уникальный центр экскурсий и паломничества.
Останки Будды после сожжения были разделены между племенами, с которыми Будда общался при жизни, и над ними были воздвигнуты культовые сооружения.
Одной из важнейших релик¬вий— особой святыней — считаются зубы Будды. Для их хранения строили специальные Храмы Зуба (рис. VII), которые можно встретить в Индии, Шри-Ланке, Китае.
В отличие от даосов, буддисты воспринимают жизнь как цепь страданий и бесконечных воплощений в «колесе перерождений».
Они считают, что только непрерывное совершенствование может помочь преодолеть карму, достичь просветления и прийти в состояние Будды.
Большинство явлений в буддизме трактуются как иллюзорные, поэтому методики обучения направлены на «сдерживание сознания», регулирование эмоционального состояния, созерцание, растворение сознания в «абсолютной истине».
Вообще в буддизме существует несколько направлений. Особое место занимает школа Чань (с санскрита — созерцание, медитация), известная на Западе как Дзэн-буддизм (японский вариант). Возникла она в V веке до н. э.
Основная ее идея — это не постепенное совершенствование, а внезапное просветление, мгновенное озарение.
Но подготовка к нему также была длительной и заключалась в сидячей медитации (пассивная форма) или в диалогах, когда ученику задавали вопросы, не имеющие логического ответа (активная форма), а также в занятиях боевыми искусствами.
Родоначальником китайской школы Чань считается индийский князь Бодхидхарма, известный под именем Дамо, которого почитают, как и Будду.
Сейчас, можно сказать, что это направление так и называется Чань цигун.
Существуют еще и боевой вид цигун (жесткий цигун) и медицинский аспект цигун. Медицинский цигун имеет одну и туже составляющую с традиционной китайской медициной, в основе которой трактат Желтого Императора и др.
Какую систему выбрать?
Мне ближе даосская концепция, где нет жестких правил. Таковая основана на взаимодействии Человека и Природы.
Так же, в той системе, которую я изучала присутствует и медицинский аспект, что помогает сохранить здоровье в хорошем качестве.
Кроме того, знания я получала от непосредственного Учителя, Сюи Минтана, который принадлежит к древней династии. Где знания передаются из уст в уста. От старшего поколения младшему.
Поэтому, когда вы примите решение изучить какую-либо систему, обратите внимание на источник и на наличие самой структуры учения.
Без этих составляющих, довольно сложно понять не только смысл практик, но и получить от них действительный результат.
От себя могу добавить, что я открыта для общения и вы всегда можете подать заявку на личную сессию на странице сайта о курсах и тренингах проекта Территория Цзин.
(В тексте использована книга Гранд мастера цигун, Сюи Минтана «Чжун Юань Цигун. Первая ступень»)