Блог Территории Цзин

Концепт влечений в психоанализе

«Ее сжигала страсть, как жжет огонь солому,

И, как солому, страсть она в себе сжигала»

(Шекспир, Сонет 7 "Страстный пилигрим")
Поэтично выраженные Шекспиром строки прекрасно иллюстрируют двойственную природу влечений: они способны как вдохновлять, так и разрушать, подобно огню, который, сжигая солому, оставляет лишь пепел.

Зигмунд Фрейд, открывая тайны человеческой психики предложил концепцию влечений как основополагающих факторов, определяющих поведение индивида и эмоциональное состояние. В работе Зигмунда Фройда "Влечения и их судьбы" (1915) влечения описываются как «мифические существа, величественные в своей неопределенности», играющие ключевую роль в психической жизни человека. Эпистемологическим «объектом» в анализе влечений в связи со снами, симптомами и парапраксиями Фройд определил сексуальность.

Первая теория влечений Фрейда

В работе “Влечения и их судьбы” Фрейд подчеркивает, что влечения находятся на границе между душевным и соматическим, что делает их уникальным объектом для изучения в психоанализе. Влечение можно рассматривать как психический репрезентант тех раздражений, которые возникают внутри тела. Это означает, что влечения представляют собой нечто большее, чем просто физические ощущения; они являются психическими реакциями на внутренние состояния организма.

Фрейд описывает влечение как концепт. Это мера рабочей нагрузки, возложенной на душевное, в результате его связи с телесным. Это подчеркивает важность взаимодействия между психикой и телом, где влечения служат связующим звеном. Они не только отражают физические потребности, но и формируют эмоциональные и психические состояния, которые влияют на поведение человека.

Важно отметить, что любой концепт, включая влечения, призван облегчить наше понимание сложных феноменов, которые невозможно исследовать, зарегистрировать или потрогать. Влечения, как абстрактные конструкции, помогают нам осмыслить и интерпретировать внутренние переживания и конфликты, которые могут быть недоступны для непосредственного наблюдения.

Влечения представляют собой мощные внутренние импульсы, которые возникают из-за физического или психического возбуждения. Этот процесс можно рассмотреть как переход количества в качество, где количество возбуждения накапливается до такой степени, что начинает вызывать дискомфорт.

Когда в теле возникает возбуждение, оно может быть связано с различными факторами — от биологических потребностей (например, голод, жажда) до эмоциональных состояний (например, тревога, страх). Это возбуждение, если его не разрядить, становится источником внутреннего напряжения, которое трудно переносить как физически, так и психически. В этом состоянии человек может испытывать беспокойство, раздражительность или даже физическую боль.

Чтобы справиться с этим дискомфортом, необходимо подключить субъективные качества — это могут быть мысли, желания, фантазии или воспоминания. Эти качества помогают интерпретировать и осмыслить возникшее возбуждение, придавая ему смысл. В результате происходит качественное изменение: возбуждение, которое изначально было лишь количественным, начинает восприниматься как влечение.

Влечение, в свою очередь, требует удовлетворения, и это удовлетворение может быть достигнуто через объект влечения. Объектом влечения может быть что угодно — от пищи и напитков до отношений и сексуальных партнеров. Важно, что именно через взаимодействие с объектом влечения происходит разрядка накопленного возбуждения, что приводит к снижению дискомфорта и восстановлению внутреннего равновесия.

Таким образом, механизм влечения у Фрейда можно описать как сложный процесс, в котором количественное накопление возбуждения трансформируется в качественное состояние влечения, требующего своего удовлетворения через взаимодействие с внешним миром. Этот процесс подчеркивает важность как биологических, так и психологических аспектов в понимании человеческого поведения и мотивации.

В рамках работы “Влечения и их судьбы” Фрейд говорит о фундаментальных первичных влечениях: влечения самосохранения (инстинкт самосохранения или влечения Я); сексуальные влечения. Из своего клинического опыта работы с психоневрозами (в частности истерия и невроз навязчивости) Фрейд обнаружил, что причина этих состояний – в конфликте между требованиями влечений сексуальности и влечений "Я", т.е. между первичными влечениями.

Когда Фрейд обсуждает свою теорию влечений, он делает различие между инстинктами и влечениями. Что же такое инстинкт?

Инстинкт представляет собой унаследованную модель поведения, характерную для определенного вида животных. Эта модель практически не изменяется от особи к особи, постепенно развивается во времени и устойчива к внешним воздействиям, имея заранее заданную цель (по определению Лапланша).

Инстинкты устойчивы к внешним потрясениям, поскольку они являются генетически предопределенными схемами поведения, закодированными в генетическом материале живого организма. Фрейд различает инстинкты и влечения, утверждая, что инстинкты более характерны для животных, в то время как влечения присущи людям.

Например, размножение у животных происходит по определенному графику: птицы, например, строят гнезда весной и не занимаются размножением в другое время. Это поведение генетически предопределено и связано с определенными периодами, когда возможно выживание потомства.

Что касается человека, то он находится в состоянии сексуального возбуждения постоянно, это и отличает его от животных. Поэтому речь идет не о половом инстинкте, а о сексуальном влечении.Фрейд в своей работе «Влечения и судьбы» подчеркивает, что сексуальное возбуждение, испытываемое человеком, является постоянным. Это и отличает влечение от инстинкта.
“Женщина и мужчина занимаются любовью в любой период, и не всегд вдвоем. Человеческая сексуальность потеряла не только компас, ориентирующий ее на воспроизведение, в поисках удовольствия она заразилась стремлением к получению удовольствия от любого действия, начиная с потребления еды и утоления жажды. Инстинктивная потребность всегда “знает”, что именно необходимо человеку в данный момент, в то время как, что-то из природы влечения, наоборот, противится полному удовлетворению”. (Жак Андре “100 слов психоанализа”)
Раздражение влечения отличается постоянной интенсивностью, в отличие от других раздражителей, которые связаны с физиологией и действуют как единичные импульсы, побуждающие к действию или бегству. Из-за этой особенности от влечений невозможно укрыться или защититься, что создает постоянное напряжение и предъявляет более высокие требования к нервной системе. Это приводит к мысли о необходимости отказаться от идеала полного устранения раздражений и, следовательно, к достижению состояния постоянства.

Эта идея привела Фрейда к выводу: влечения, а не внешние раздражители, являются основным двигателем прогресса. Влечения, заменяющие инстинкты, становятся движущей силой человеческой активности. Влечение действует постоянно и основывается на принципе удовольствия: увеличение напряжения приводит к неудовлетворенности, а его снижение — к удовольствию. “Всегда не хватает, никогда не заканчивается” (Жак Андре “100 слов психоанализа”)

Влечение, как психический репрезентант симпатического возбуждения, представляет собой сложный и многогранный феномен, который невозможно непосредственно ощутить или измерить. Оно возникает на стыке психики и тела, подчеркивая их неразрывную связь.

Психический аппарат, в свою очередь, играет ключевую роль в этом процессе, обеспечивая возможность обработки и интеграции различных раздражений. Возбуждение, проходя через психический барьер, проникает в психику и сталкивается с бессознательным. В результате, психический репрезентант влечения формирует представление о предмете. Это представление делится на две составляющие: репрезентант влечения и аффект, судьба которых может быть различна. “При истерии аффект вытеснен.При обсессии аффект блуждает в психике” (Коротецкая А.И.)

По определению Лапланш, влечение — это процесс, при котором определенное давление (энергетический заряд, движущая сила) побуждает организм двигаться к конкретной цели.

И, подводя итог вышесказанному, влечение обладает следующими характеристиками:

- источник находится в теле. «в душевной жизни мы узнаем его только по его целям»;

- цель – получение удовлетворения;

- объект случаен, изменчив, заменяем;

- сила (толчок, давление, напор) которые действуют изнутри.

В первой теории влечений Фрейда (1895-1920 гг.) главенствующую роль играет “принцип удовольствия - неудовольствия: стремление к удовольствию и избегание неудовольствия. Это стремление служит фундаментом для понимания поведения индивида и его психических процессов. Фрейд утверждает, что все влечения направлены на сохранение жизни и удовлетворение базовых потребностей, что в конечном итоге способствует выживанию и благополучию человека.

Однако после написания работы «Введение в нарциссизм» Фрейд начинает развивать промежуточную теорию влечений, в которой нарциссические влечения занимают центральное место. В этой новой концепции он подчеркивает важность самосознания и самооценки, а также то, как эти аспекты влияют на взаимодействие различных влечений. Нарциссизм, как форма самосохранения и самоутверждения, становится ключевым элементом в понимании человеческой психики.

Фрейд вводит понятие первичного и вторичного нарциссизма, где первичный нарциссизм связан с ранними стадиями развития, когда индивид сосредоточен на собственных потребностях и удовольствиях. Вторичный нарциссизм, в свою очередь, возникает в результате утраты объекта любви или значимого другого, что приводит к возвращению к более эгоцентричным формам удовлетворения.

Таким образом, в промежуточной теории влечений Фрейд акцентирует внимание на сложных взаимодействиях между нарциссическими влечениями и другими типами влечений, что позволяет глубже понять динамику человеческой психики и механизмы, управляющие поведением. Эта эволюция в его теории отражает более широкий взгляд на внутренние конфликты и баланс между эгоистическими и альтруистическими стремлениями, что, в свою очередь, открывает новые горизонты для психоаналитического исследования.
Вторая теория влечений Фрейда

В 1920 г. Фрейд изменяет свою первую идею о влечениях, где ведущую роль играет принцип удовольствия - неудововльствия, вводя в своей работе “По ту сторону принципа удовольствия” новую гипотезу, которая заключается в конфликте между влечением к жизни и влечением к смерти (диструктивный инстинкт).

Одной из первых, кто предложил эту идею была Сабина Шпильрейн. Сабина изобрела понятие интрикации. Но Фрейд подумал о том, что есть и дезинтрикация влечению к жизни и смерти. Фрейд отметил идеи Сабины Шпильрейн в сноске к работе “По ту сторону удовольствия” :
“В одной весьма содержательной и глубокой работе, которая к сожалению, не вполне для меня ясня, Сабина Шпильрейн предвосхитила значительную часть этих умозрительных рассуждений. там она описывает садисткий компонент сексуального инстинка как “деструктивный”. (Фрейд, 1920 г.)
В этой работе, Фройд пастулирует, что органические влечения имеют консервативный характер и стремятся вернуть организм к его первоначальному состоянию. В этом контексте развитие и прогресс, вызванные внешними факторами, лишь отвлекают влечения от их истинной цели. Таким образом, для Фрейда эта «древняя цель» представляет собой возвращение к исходной точке: “если мы должны признать как эмпирический факт, не допускающий исключений, что любое живое существо умирает, возвращается в неорганическое состояние по внутренним причинам, нам остается только сказать: цель жизни - смерть, и, обратившись к истокам, неживое существовало до живого” (Фройд, 1920, “По ту сторону принципа удовольствия”). Фройд также утверждает, что влечения, защищающие зародышевые клетки, относятся к категории сексуальных инстинктов и представляют собой стремление к жизни: “Они противятся цели, которую преследуют другие влечения, ведущие своей деятельностью к смерти; следствием этого становится противостояние между инстинктами, противостояние, важность которого очень рано признала теория неврозов”.

Кондо делает акцент на том, что Фройд ищет в биологической науке своего времени возможное подтверждение или опровержение своей гипотезе, “согласно которой “все живое неизбежно умирает по внутренним причинам”. (Кинодо,“Читая Фрейда”). Фройд выдвигая гипотезу о том, что влечение к смерти невозможно отделить от влечения к жизни, выражает надежду на то, что в будущем биология найдет ответы на эти вопросы.

У меня возникли некоторые идеи, которые подтверждают теорию Фройда. Позволю себе их изложить. Опираясь на описание понятие “Сома” в Большой Российской энциклопедии, под Сомой (от греч. σῶμα – те ло), понимается со во куп ность кле ток мно го кле точ но го ор га низ ма, кро ме по ло вых. Про ти во пос тав ле ние по ло вых и со ма тич. кле ток свя за но с тео ри ей за ро ды ше вой плаз мы А. Вейс ма на (ру беж 19–20 вв.). Со глас но ей, «на след ст вен ное ве ще ст во» – за ро ды ше вая плаз ма – со дер жит ся толь ко в по ло вых клет ках; из это го вы те ка ет прин ци пи аль ное раз ли чие ме ж ду Сомой и по ловы ми клет ка ми. Ус та нов ле но, что как по ло вые, так и со ма тические клет ки не сут пол ный на бор ге нов, и про ти во пос тав ле ние их в этом от но ше нии не име ет смыс ла. Хо тя тер мин «Сома» вы шел из упот реб ле ния, тер мин «со ма тические клет ки» ис поль зу ет ся ши ро ко (Большая российская инциклопедия). И, получается, что половые клетки воспроизводит сам организм человека отделяя или отдавая часть своих клеток на воспроизводство с целью продолжения существования человека, как вида. По сути - влечение к жизни.

Это похоже на то, как происходит с лососями, которые имеют уникальный жизненный цикл, включающий в себя нерест, после которого они часто погибают. Присутствуют две основные гипотезы, которыми объясняется этот феномен: энергетические затраты и экологическая роль гибели.

Энергетические затраты. Во время нереста лососи тратят огромное количество энергии на несколько ключевых этапов: сохранение половых продуктов, миграцию к местам нереста, устройство гнезда и сам нерест. Эти процессы требуют значительных энергетических ресурсов, которые лососи получают, расходуя запасы собственного организма. Однако эти запасы ограничены и не могут удовлетворить одновременно потребности жизнедеятельности и потребности, связанные с нерестом. В результате, после завершения нереста, лососи оказываются в состоянии крайнего истощения. Их организмы начинают испытывать дефицит энергии, что запускает механизмы гибели клеток. Это приводит к общей деградации организма и, в конечном итоге, к смерти. Таким образом, нерест становится кульминацией жизненного цикла лососей, после которого они не могут восстановить свои энергетические запасы и погибают.

Экологическая роль гибели. Второй аспект, объясняющий гибель лососей после нереста, связан с их ролью в экосистеме рек. Для развития любого живого организма необходимы биогенные элементы, такие как углерод, азот и фосфор. Лососевые реки, как правило, не обладают достаточным количеством этих элементов в силу своей геоморфологии. Когда лососи погибают, они вносят в реки тысячи тонн органических веществ, что обогащает экосистему.Эти органические вещества становятся питательной средой для различных микроорганизмов, которые начинают активно развиваться. В свою очередь, эти микроорганизмы становятся кормом для подрастающих молодых лососей и других обитателей реки. Таким образом, гибель лососей после нереста не только завершает их жизненный цикл, но и способствует поддержанию и развитию экосистемы, обеспечивая кормовые объекты для будущих поколений.

То есть, гибель лососей после нереста может являться результатом как энергетических затрат, так и важной экологической функцией. Возможно и человеческий организм предусмотрен для того, чтобы продолжать жизнь эволюционно и умирает в силу того, что его жизненный ресурс снижается. В таком случае, версия Фройда о том, что влечение к смерти в итоге является влечением к жизни, как эволюционный процесс может быть подтверждена биологической наукой.
Вторая теория влечений Фрейда и даосская концепция

Аналогию можно обнаружить и в даосской концепции У-Син. Концепция У-Син, или Пять Элементов, является важной частью китайской философии и традиционной медицины. Она описывает циклическое взаимодействие и взаимосвязь между пятью основными элементами: Дерево, Огонь, Земля, Металл и Вода. Каждый из этих элементов имеет свои характеристики, ассоциации и символику.

Вода — это первый элемент в цикле У-Син. Она символизирует начало, рождение и потенциал. Вода ассоциируется с гибкостью, адаптивностью и глубиной. Она может быть источником жизни, но также и символом неопределенности и хаоса. В контексте жизненного цикла Вода представляет собой момент, когда что-то новое только начинает формироваться, когда идеи и возможности находятся в состоянии зарождения. Вода также может быть связана с эмоциями и интуицией, что подчеркивает важность внутреннего мира и самосознания.

Металл — это завершающий элемент в цикле У-Син. Он символизирует завершение, структуру и порядок. Металл ассоциируется с прочностью, стойкостью и ясностью. В контексте жизненного цикла Металл представляет собой этап завершения, когда идеи и проекты достигают своей кульминации и получают окончательную форму. Это также может быть связано с понятием смерти, но не в негативном смысле — скорее как с завершением одного цикла, которое открывает путь для нового.

Суть концепции У-Син заключается в том, что все элементы находятся в постоянном движении и взаимодействии. Энергия, представляющая Воду, движется к своему завершению в Металле, и этот процесс не является линейным, а цикличным. Завершение в Металле создает пространство для нового начала в Воде. Таким образом, смерть и рождение, завершение и начало — это два аспекта одного и того же процесса, который отражает естественный порядок вещей. (Подробнее о концепции У-Син здесь)
Возвращаясь в идее Сабины Шпильрейн, мне увиделись интересными рассуждения Рональда Бритона в книге “Секс, Смерть и супер-Эго”). По его мнению, у Сабины существовала мечта о достижении сексуального единства через смерть, что является характерной чертой некоторых форм истерии и привлекает внимание постромантической эпохи конца XIX века. Стремление к смерти в контексте истерии должно приводить к осуществлению крайне желаемого сексуального соединения: оно направлено не на разделение, а на устранение любых границ. Бриттон пишет: “если я прав, желание смерти, описанное Сабиной Шпильрейн, должно осуществлять, консумировать Эдипов комплекс, и, таким образом, оно отличается от влечения к смерти, описанного Фрейдом, которое, согласно его выводу, по существу, противоположно сексуальности.

Стоит сказать, что на для рассуждений на эту тему слишком ограниченные возможности в рамках одной статьи.. Между тем, влечения к жизни и влечение к смерти, по мнению Дени Рибаса обладает актуальностью для клинического понимания и применения, в частности при работе с аутистами.

Теория влечений Фрейда в 30-х годах XX столетия

В новом цикле лекций, посвященных основам психоанализа, Фрейд предлагает переосмыслить прежние теории, связанные с понятиями удовольствия и неудовольствия, а также влечениями к жизни и смерти. Эти лекции становятся важным этапом в понимании того, как страхи и влечения формируют поведение индивида и восприятие мира.

Одной из ключевых тем, обсуждаемых Фройдом, является влияние страха на человеческое поведение. Он утверждает, что страх, как сигнал, способен оказывать мощное влияние,, где Я “заставляет действовать посредством сигнала страха почти всемогущий принцип удовольствия-неудовольствия..предмет страха, - это каждый раз появление травматического фактора, который не может быть устранен действием принципа удовольствия” (Фройд, Страх и жизнь влечений”).

Фрейд также акцентирует внимание на том, что страх не всегда является негативным состоянием. Например, он рассматривает рождение как прообраз нашего состояния страха. Хотя процесс рождения может быть связан с опасностью и риском, Фрейд подчеркивает, что сам по себе он не является ущербом. Напротив, рождение — это начало жизни, которое, несмотря на свои риски, открывает перед человеком новые возможности и перспективы. Таким образом, страх, возникающий в процессе рождения, можно рассматривать как естественную реакцию, которая подготавливает индивида к встрече с миром.

Размышляя над выступлениями и обсуждениями на Девятой конференции МПА “Смерть. Смерть? Смерть!”, у меня возникли некоторые мысли, которые скорее всего ошибочны, но они требуют своего изложения. На конференции бурно обсуждалось отсутствие какого-либо опыта в психике индивида, для того, чтобы репрезентировать смерть. В то же время, смерть навевает страх, даже холод. А быть может это холод от ощущений тела младенца, когда он покидает привычную ему среду утробы матери и оказывается в иной, чужой ему, незнакомой, связанной с болью. И не является ли покидание утробы травматическим опытом, который психика может понимать как смерть? Тогда и страх смерти может быть сопряжен с опытом рождения, который быть может ошибочный, а быть может и нет.

Следуя этой мысли, может быть раскрыт и смысл женского образа смерти. Как если бы мать позволила новой жизни развиваться внутри себя и она же явилась объектом первых страданий младенца в момент прохождения по ее родовым путям. Да, и сами роды, редко когда принимались мужчинами. И, быть может как протест тому, что та, которая подарила жизнь ее же и отнимает, Вим Вендерс в фильме “Съемки в Палермо”, представил смерть в обличье мужском:
“Ты боишься смерти? Да что ты знаешь о жизни. Ты не поймешь моей настоящей природы. Я люблю жизнь. Я ценю её. Вы смертные, без меня не ценили бы жизнь. Я устал играть роль плохого парня. Я добрый и внимательный. А люди считают меня жестоким. Я вход, Я связующая дверь, а вовсе не тупик. Я единственный выход”
Выслушав монолог смерти, главный герой фильма, спросил смерть: “Я могу что-нибудь для тебя сделать?”. И смерть распростер руки, приглашая молодого мужчину в свои объятия. И слезу радости повяилсь на глаза у смерти в момент объятия, как если бы это были капли околоплодной жидкости, в которой пребывал каждый из нас.

Итак, влечения можно рассматривать как важный механизм, который способствует поддержанию внутреннего баланса, позволяя индивиду двигаться вперед по жизненному пути, несмотря на возникающие сложности. Это тот драйв, который позволяет нам созидать или разрушать, что и зависит от видов влечений в теории Фрейда: к жизни или к смерти.
2024-10-28 11:17 Психоанализ