Даосизм, как одна из древнейших философских систем Востока, предлагает уникальный взгляд на гармонию между телом и духом. В его учении физические упражнения, такие как Цигун или Тайчи , занимают лишь малую часть общего контекста практик, направленных на достижение внутреннего равновесия и понимания природы человека и окружающего мира.
Важно отметить, что физические упражнения в восточных практиках рассматриваются не как самоцель, а как подготовительный этап для более глубоких ментальных практик. Они служат своего рода подготовкой тела и ума к более сложным практикам.
Однако, если ограничиться лишь физическими упражнениями, они рискуют превратиться в рутинные действия, не приносящие ожидаемого эффекта. Без понимания ментальных аспектов даосизма, физическая практика теряет свою глубину и становится ничем не отличающейся от иных физических упражнений.
Физические упражнения — это лишь начало пути. Без осознания ментальных практик они могут стать обычной физической активностью, не приносящей внутреннего роста.
В восточной концепции важно развивать не только тело, но и ум, чтобы достичь истинного гармоничного состояния.
В конечном итоге, даосизм предлагает целостный подход, где физические и ментальные практики взаимодополняют друг друга, ведя к более глубокому пониманию себя и своего места в мире.
Если сказать кратко, то с помощью физических упражнений подготавливается тело для более глубоких практик - ментальных, где есть своя структура и система. Важной составляющей является правильность их выполнения, что передается мастерами из уст в уста. Это не то, что можно прочесть и повторить. Познать и ощутить их влияние можно через научение и свой личный опыт.
Но, и для физических упражнений, и для ментальных есть и своя азбука или философия. Без понимания этой философии даосские практики сложно освоить.
Одним из центральных понятий даосской философии является идея «Гармонии Неба и Человека». Если сказать коротко, согласно этой идее, важно, чтобы люди уважали законы природы.
Аналогия западной и даосской философии
Если провести аналогию с западной философией, то можно обнаружить сходство идей у стоиков.
Стоицизм — это школа древнегреческой философии, возникшая в III веке до нашей эры. Основателем стоицизма считается Зенон из Кития, который начал преподавать свои идеи в Афинах. Эта философия оказала значительное влияние на развитие западной мысли и продолжает оставаться актуальной и в наши дни.
Суть стоицизма заключается в этическом учении, которое акцентирует внимание на том, как «жить согласно природе». Стоики утверждали, что человек должен стремиться к добродетели, которая является единственным истинным благом. Они считали, что добродетель достигается через разумное понимание природы вещей и следование её законам. Этические принципы стоицизма основаны на идее о том, что все явления в мире подчинены универсальным законам, и человек должен принимать то, что он не может изменить, сосредоточившись на том, что в его власти.
Стоики также разработали учение о природе и логике, которое включает в себя понимание Космоса как целостного, одушевленного организма. В их представлении, Космос — это телесный, саморазвивающийся организм, который подчиняется неумалимым законам природы.
Душу Космоса, как живого существа, составляет пневма — огненный эфир, который является движущей силой вещества. Пневма разлита по всем членам и органам Космоса, связывая мир в одно неразрывное целое. Это понимание мира как единого организма, где все элементы взаимосвязаны, является ключевым аспектом стоической философии.
Интересно сопоставить стоическую концепцию пневмы с даосской идеей Ци. В даосизме Ци рассматривается как жизненная энергия, пронизывающая все живое и неживое, связывающая их в единое целое.
Как и пневма у стоиков, Ци является основой существования и движущей силой, обеспечивающей гармонию и баланс в природе.
Оба учения подчеркивают важность единства и взаимосвязи всех вещей в мире, а также необходимость следования естественным законам для достижения внутреннего покоя и гармонии.
Таким образом, стоицизм и даосизм, несмотря на различия в культурном контексте и историческом развитии, имеют много общего в своих взглядах на природу, гармонию и внутреннюю добродетель.
Оба учения предлагают глубокие философские размышления о том, как жить в согласии с миром и самим собой, что делает их актуальными и значимыми для современного человека.
Даосская концепция для бизнеса
Стоит сказать, что в последнее время, даосская концепция применяется в бизнесе.
В 2013 году Ли Пин поднял важный вопрос о необходимости создания отечественных теорий менеджмента в Китае, заполнив тем самым пробел в теоретическом строительстве. Он подчеркнул, что древнекитайская философская мудрость может стать ключом к новым достижениям в области управления.
В последние годы как китайские, так и зарубежные исследователи начали активно изучать современные практики управления в Китае, опираясь на культурные традиции страны. Это привело к разработке новых концепций и теорий, которые отражают уникальные аспекты китайского менеджмента (Xie 2016).
Они обнаружили, что руководители с низким уровнем скромности часто воспринимают себя как покорителей природы, тогда как более скромные лидеры склонны считать, что «Человек предлагает, Небо распоряжается», и что успех зависит от окружающей среды.
В этом контексте концепция «управления путем ничегонеделания» (бездействие) из даосизма подчеркивает важность следования природным законам, что находит отражение в повседневной жизни (Yan и Zhang 2011).
Чин (2008, 2014) провел исследование китайских компаний, основываясь на теории Багуа — восьми триграммах из И-Цзин. В результате он выделил «восемь элементов гармоничной организации» и разработал модель управления, ориентированную на гармонию для современных китайских предприятий (Chin 2014).
Фанг (2012), опираясь на принципы Инь и Ян, предложил свою культурную точку зрения, отличающуюся от теории Хофстеде. Он утверждает, что каждая культура состоит из двух противоположных сил — Инь и Ян, которые вместе формируют динамичное и взаимодополняющее целое (Fang 2012).
Кроме того, вдохновленные философией Инь-Ян, Чжан и его коллеги (2014) разработали модель, описывающую пять элементов «парадоксального поведения лидера» в управлении.
Таким образом, теории «Инь и Ян» и «Гармонии Неба и Человека» из И-Цзин привлекли внимание ученых в области менеджмента, которые начали исследовать их применение в управлении с разных точек зрения.
Эти идеи открывают новые горизонты для понимания и практики управления в современном Китае, делая их актуальными и интересными для изучения, что является предметом моих исследований последние 15 лет.
В частности, мой авторский метод на основе книги «И-Цзиин». Уже в самом ближайшем времени выйдет в свет моя книга, чтобы каждый желающий сумел воспользоваться этими идеями для личного достижения гармонии как в личной жизни, так и в бизнесе или при построении карьеры.
И, если вам это откликается и вы хотите быть в курсе анонсов, подписывайтесь на мой телеграмм канал ТЕРРИТОРИЯ ЦЗИН
References
Chin, Tachia. “Harmony and Organisational Citizenship Behavior in Chinese Organisations.” The International Journal of Human Resource Management (2014): 1-20.
Fang, T. “Yin Yang: A New Perspective on Culture.” Management and Organisation Review 8 (2012): 25-50.
Ou, A. Y., et al., “Humble Chief Executive Officers’ Connections to Top Management Team Integration and Middle Managers’ Responses.” Administrative Science Quarterly 59 (2014): 34-72.”
Zhang, Silong , Li Mingsheng and Yan Aimin . (The Relationship among Organisational Ethical Climate, Trust in Supervisor and Organisational Citizenship Behavior). (Chinese Journal of Management) 11 (2014): 61-68.