Блог Территории Цзин

Групповая динамика и бессознательные процессы

Организационная теория рассматривает групповые явления с разных сторон, включая лидерство, процессы принятия решений, процессы коммуникации, групповые роли и относительные достоинства задачи и процесса.

Термин "групповая динамика" определяет психоаналитическую традицию изучения групповых явлений на рабочем месте и вне его. Вклад этого подхода заключается в акценте на сложные эмоциональные силы, которые формируют жизнь группы, бессознательные желания и стремления, влияющие на групповые процессы, и тонкие сети отношений, которые члены группы формируют друг с другом.

Применение психоаналитических теорий к групповым явлениям требует решения сложной проблемы: как можно использовать термин "бессознательные процессы" для описания того, что происходит в группах? Разве Фрейд не описывал бессознательное, в конце концов, как область сознания отдельного человека?

Карл Густав Юнг (1964, 1968), самый противоречивый и творческий ученик Фрейда, а позже и критик, утверждал, что индивидуальное бессознательное, по крайней мере, частично является проявлением более глубокого коллективного бессознательного, через которое все представители человеческого рода связаны духовно и психически.

Это коллективное бессознательное включает в себя духовное и мифическое наследие человечества, инстинкты и архетипы. Юнг отошел от психоаналитической традиции, которая рассматривает сознание человека как носителя физических, телесных потребностей, и разработал теорию, в которой индивидуальная психика является частью трансцендентной сущности, не подчиняющейся времени и пространству.

Его теория рассматривает бессознательное как силу творчества, так и силу разрушения, но прежде всего как силу психического единения человечества. Большинство психоаналитических авторов сторонились этой точки зрения, опасаясь ненаучных или мистических последствий мысли Юнга.

Тем не менее, они разными путями внедрили в психоаналитическое мышление основополагающую идею Юнга о символических архетипах, что привело к большим открытиям для понимания групповых процессов (одним из таких примеров является обсуждение Пола Мокснеса, приведенное ниже в этой главе).

место того, чтобы рассматривать архетипы (такие как архетип мудрого старика, женщины-воина, невинной дурочки, вечного пуэра и т.д.) как хранящиеся в коллективном бессознательном, психоаналитические авторы рассматривают эти архетипы как первичные фантазии, разделяемые большим количеством людей, продукты общего затруднительного положения человечества на протяжении веков, когда оно сталкивается с вечными реалиями рождения, роста, разлуки, потери и смерти.

Вслед за Фрейдом, авторы психоаналитических работ предпочитают рассматривать групповые процессы как имеющие свои собственные отдельные бессознательные измерения, которые должны быть изучены эмпирически, и которые напрямую не сводимы ни к индивидуальным бессознательным явлениям, ни к коллективному бессознательному.

"Нелегко перевести понятия индивидуальной психологии в массовую психологию, и я не думаю, что много выиграет от введения понятия "коллективного" бессознательного - содержание бессознательного в любом случае является коллективным, общим достоянием человечества". (Фрейд, 1939:381)

Итак, основная идея заключается в том, что бессознательные процессы происходят на групповом уровне; то есть члены определенной группы разделяют эмоциональный опыт, который часто затмевает индивидуальный опыт, запускаемый уникальными бессознательными процессами, в отличие от тех, которые характеризуют психическую жизнь индивида в отдельности.

( "Организация на глубине" Яниса Габриела, перевод с англ. Ольги Никитиной-Кузяковой)

Далее о теории толпы Ле Бона >> https://territorydzin.ru/blog/tpost/66ieu3gyf1-teoriya-tolpi-le-bona
Психология бизнеса