Блог Территории Цзин

Дао-психотерапия доктора Ри Донгшик

"Дао-психотерпия: внедрение нового подхода в гуманистической практике"

(отрывок из статьи Erik Craig, Director, Center for Existential Studies and Licensed Psychologist in Private Practice, Santa Fe, NM)

В этом отрывке из статьи Эрика Крейга, приводится краткое описание дао-психотерапии, основателем которой является доктора Ри (Южная Корея).

"Кто такой Ри Донгшик?

Ри Доншик родился 26 июля 1921 года в маленькой деревушке Вагван, недалеко от города Тэгу, Корея, и никогда не был привилегированным ребенком. Его отец, которому в то время было всего пятнадцать лет, просто не мог представить себя в роли родителя, оставив своему маленькому сыну на всю жизнь воспоминания о том, как отец убегал от него, чтобы поиграть со своими друзьями. Кроме того, когда маленькому Донг Шику было всего пять лет, его младшая сестра, которую он очень любил, внезапно умерла, и эта потеря никогда не была забыта.

Таким образом, трудности были не чужды в доме этого ребенка, который вырос и стал почитаемым психиатром, учителем и писателем в своей стране. И все же, как и маленький австрийский мальчик Зигизимунд Фрейд, этот корейский ребенок (Ри) из неблагополучной семьи в самом начале своей жизни был наделен необычными дарами, исключительно способным интеллектом и необычной чувствительностью к человеческим ситуациям.

Решив добиться чего-то своего, после окончания школы Ри поступил в 1938 году в медицинскую школу Тэгу, а через год после ее окончания, в 1941 году, начал обучение психиатрии в нынешнем Сеульском университете. Он работал психиатром в последние годы японской оккупации и в первые годы независимой Кореи. После Корейской войны, в 1954 году, он отправился в США, чтобы пройти ординатуру в Медицинском центре Белвью при Нью-Йоркском университете и изучать психоанализ в Институте Уильяма Алансона Уайта.

Там, под личным руководством и при поддержке доктора Клары Томпсон, он поступил на психоаналитические курсы и дважды в неделю проходил психоаналитическую психотерапию. Именно благодаря этому опыту глубинной психотерапии Ри обнаружил то, что он назвал «ядерным чувством», которое зародилось в первые три года его жизни и с тех пор занимало его в постоянном самоанализе. После возвращения в Корею в 1958 году он и по сей день занимает различные клинические и преподавательские должности.

Выучив в подростковом возрасте английский и немецкий языки, доктор Ри поглощал литературу на обоих языках. Он до сих пор помнит сильное влияние двух конкретных идей немецкоязычных психиатров, Ойгена Блейлера и Эрнеста Кречмера.

Среди трудов Блейлера, заведующего кафедрой психиатрии в санатории Бургхёльцли в Цюрихе и первого клинического руководителя К. Г. Юнга и Людвига Бинсвангера, молодой доктор Ри был глубоко впечатлен тем, что Блейлер (1927/1916) делал акцент на эмпатическом понимании врачом всей ситуации пациента (Gesamtbild). Из работ немецкого психиатра Эрнеста Кречмера Ри особенно увлекло представление о том, что эффективная психотерапия зависит от развития собственной личности терапевта.

Эти две идеи вместе с акцентом Карла Ясперса на verstehende Psychologie легли в основу подхода зрелого Ри Доншика к психотерапии.

Изучая психоанализ, Ри познакомился с европейской философией, в частности с феноменологией и экзистенциализмом. Поэтому, подобно европейским экзистенциальным психиатрам, с которыми мы более знакомы, Людвигу Бинсвангеру и Медарду Боссу, доктор Ри тоже испытал двойное влияние: во-первых, мышления выдающихся психоаналитиков (например, Фрейда, Блейлера, Фромма, Салливана, Хорни и Юнга) и, во-вторых, экзистенциальных и феноменологических философов (например, Бубера, Ясперса, Кьеркегора, Ницше, Шелера и, особенно, Гуссерля и Хайдеггера).

Ри также был глубоко тронут многими произведениями немецкой литературы, особенно романами Германа Гессе. В шестидесятые годы Ри с большим интересом читал работы американских гуманистических психологов, особенно ценя мысли Маслоу и Роджерса.

Действительно, именно некоторые из исследований случаев Роджерса, первоначально опубликованные в конце 1950-х годов (Rogers, 1958, 1959; Lewis, Rogers & Shlein, 1959), подтвердили некоторые из собственных независимых клинических открытий Ри. В 70-х и 80-х годах доктор Ри также стал международным коллегой профессора Медарда Босса, основателя дазайнсаналитической психотерапии, и неоднократно сотрудничал с ним.

Однако особенностью работы Ри Доншгика является то, что в середине 1960-х годов он также начал изучать свои собственные культурные и религиозные традиции. Понимая, что для того, чтобы помочь своему корейскому народу, он должен разработать такой подход к психотерапии, который бы чтил и опирался на его собственное историческое наследие, он изучал конфуцианство, даосизм, буддизм и дзен.

В 1972 году он получил степень доктора философии в Университете Кёнпук за диссертацию на тему «Исследование психотерапии у корейских пациентов». Именно в этот период д-р Ри начал многолетние личные занятия с рядом конфуцианских ученых и мастеров дзен-буддизма, и с тех пор он продолжал серьезно изучать даосскую и буддийскую мысль.

В последние два года я несколько раз был свидетелем того, как доктор Ри серьезно и молча слушал лекции дзен-буддистских монахов. Насколько я его знаю, доктор Ри редко молчит в любой группе, но с этими духовными мастерами он слушает и делает записи с усердием аспиранта первого года обучения.

Как бы серьезно Ри ни относился к изучению даосизма и буддизма, он по сути своей «экуменист». Для него конфуцианство, буддизм и дзен - все они указывают путь к Дао, как и даже христианство, по крайней мере, в той мере, в какой оно ведет к очищению ума. Действительно, по его мнению, все, что стремится к очищению ума и повторному раскрытию истины, на самом деле находится на пути к Дао.

Доктор Ри основал Дао-психотерапию в 1974 году, и с тех пор под его теоретическим, клиническим и образовательным руководством она неуклонно развивается. Сегодня 86-летний психиатр по-прежнему ведет шестидесятичасовую практику в Сеуле, а также много преподает и работает супервизором. Хотя он опубликовал несколько книг на корейском языке, к сожалению, ни одна из них не была переведена на английский.

Несмотря на физическую миниатюрность, малый рост и жилистость, доктор Ри обладает внушительной энергией и работает семь дней в неделю.

Обычно он встает в 5:30 утра, идет в спортзал на ежедневную трехчасовую тренировку и к десяти часам уже в офисе принимает пациентов. Я видел его после тренировки в 7:30 утра и после целого дня работы в офисе и кабинете в 10 часов вечера, когда его глаза сверкали так же ярко и бодро, как утром.

Он перенес два случая заболевания раком, серьезный эпизод гидроцефалии у взрослых, а не так много лет назад в автомобильной аварии погиб его единственный сын, тоже психиатр, и все же, к удивлению всех, кто его знает, доктор Ри продолжает работать, возвращаясь таким же ярким и энергичным, как всегда. Иногда я вижу в глазах его студентов вопрос: "Сколько жизней может прожить этот замечательный человек?".

Как человек, доктор Ри кажется почти характерной аллергией на то, что Хеллмут Кайзер (1965) назвал универсальным симптомом двуличия. Будь то в консультационном кабинете, лекционном зале, чайной или университете, Ри неизменно быстро реагирует, когда люди, выражаясь словами Кайзера, не «говорят прямо», когда они не «полностью, ... искренне стоят за своими словами» (стр. 36).

Действительно, его нежелание мириться с двуличием со своей стороны привело к тому, что в 1962 году он был заточен в тюрьму на девять месяцев по военному закону Пак Чунгхи, главы военной хунты, потому что он (Ри), полностью осознавая возможные последствия, разоблачил нечестную игру корейского ЦРУ и Комитета по расследованию и контролю в отношении дел университета.

По мере знакомства с доктором Ри все больше возникает ощущение, что перед нами легкомысленный, но грозный персонаж, которого вполне устраивает собственное существование. Он, с одной стороны, давно женатый человек и глубоко преданный корейский патриот, а с другой - еретик, разжигатель войны, разбойник и дразнилка.

Он может быть необычайно мягким и нежным, затем внезапно агрессивным и сильным, и даже, временами, социально не деликатным. Его можно встретить иногда напряженным, иногда легкомысленным; иногда спокойным, иногда беспокойным; иногда добрым, иногда озорным; иногда мягким, иногда вспыльчивым; но всегда, всегда внимательным, присутствующим и полным энергии.

Меня поразило количество людей, которые спонтанно и независимо описывают его как ребенка и бодхисаттву. Хотя его можно любить и ненавидеть, он прост и загадочен, не зря его называют с глубокой и безоговорочной любовью «Учитель» и «Мастер».

(перевод с англ. Ольги Никитиной-Кузяковой)

Даопсихология