Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное Дао.
Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя.
Безымянное есть начало Неба и Земли, обладающее именем - мать всех вещей (1)
........ Тао, которое должно быть действительным, не есть обыкновенное Тао.
Имя, которое должно быть действительным, не есть обыкновенное имя.
То, что не имеет имени, - есть начало Неба и Земли; то, что имеет имя, - есть мать всех вещей (2) ...........
Жизненный источник Дао, о котором мы так часто говорим, пребывает за пределами силы слов и ярлыков, определяющих и заключающих в себе.
Хотя мы на самом деле применяем слова и ярлыки для того, чтобы описать свой опыт, они не абсолютны и не могут объять абсолют.
Когда все началось, не было слов и ярлыков.
Эти вещи были созданы благодаря соединению наставления и восприятия (3)
🔹Толкование
Даосы понимали важность осознания ограничений языка и его влияния на психику человека. Они считали, что привычные слова, используемые в человеческой речи, неспособны полностью описать такую глубокую концепцию, как Дао, и не могут быть полностью достоверными. Или, то, что выражено словами, не может быть истинным.
Слова имеют способность окрашивать наш жизненный опыт в зависимости от их использования. Когда мы используем слова, мы проецируем на них нашу собственную психологию и представления, что делает их относительными и субъективными.
Из этого следует, что слова могут искажать реальность, которую они пытаются передать. Даосы считали, что до развития разграничивающего ума у человека происходит прямое и непосредственное восприятие мира.
На этом уровне сознания не существует разделения на внутреннюю и внешнюю реальность, нет никакой разницы между ними. Однако, когда мы начинаем развивать мышление и используем язык, нервная система убеждает нас в том, что существует разделение между нашим внутренним миром и внешним миром.
Именно поэтому для понимания Дао и достижения гармонии с ним, даосы рекомендовали отказаться от привязанности к словам и концепциям. Они призывали обратиться к непосредственному и прямому восприятию мира, опираясь на интуицию и глубинные ощущения.
Истина, по утверждению Лао Цзы - это непосредственное переживание или опыт.
Например, если вы ничего не знаете о любви, тогда в тот момент, когда кто-то будет говорить о ней, вы услышите слова, но упустите смысл. Смысл приходит с переживанием и он находится внутри вас.
Да, вы можете найти значение слова "любовь" в словаре, но эмпирическое, экзистенциальное знание находится внутри вас. Возможно ли выразить истину любви, когда переживания или опыт отсутствуют? Кроме того, эти переживания будут окрашены индивидуальностью.
Даже, если взять обычную жизнь, вы не можете рассказать о том, чего вы не пережили - содержимое теряется, если будут использованы только слова без личного опыта. . Поэтому, даосы считали, что тогда, когда человек способен отбросить слова и быть готовым к восприятию реальности бытия через проживание, он способен подключиться к более глубокой и естественной мудрости, которая присутствует во внутреннем ядре каждого и связана с Дао.
То же самое происходит на психоаналитической сессии. Это всегда соприкосновение с индивидуальным внутренним миром. Это не та психология, где можно найти те или иные характеристики личности и которые обусловлены чьими-то словами, концепциями.
Зигмунд Фрейд, а в след за ним и Жак Лакан были убеждены, что бессознательное структурировано как речь. И речь эта исключительная, особенная. У каждого своя. Поэтому понять себя, свои ограничения можно только через собственный опыт и переживания.
Точно так же, как знание, по мнению Лао Цзы может быть передано не словами, а тотально, проживая свой опыт рядом с учителем, понять себя в контакте с другим, знающим позволяет открыть себя в полной мере.
Итак, осознание ограничений языка и его влияния на нашу психику является важным аспектом практики даосизма. А, более глубокое понимание истинной природы себя может быть достигнуто через непосредственное восприятие, свободное от привязанности к словам и концепциям.