Эту идею можно найти в работах французского психолога Гюстава Ле Бона, которого часто считают основателем изучения групп. В своей классической книге "Толпа" (1895) Ле Бон впервые предположил, что толпа - это самостоятельная психологическая сущность, а не просто собрание индивидов:
Психологическая толпа - это временное существо, сформированное из разнородных элементов, которые на мгновение объединяются, точно так же, как клетки, составляющие живое тело, образуют при воссоединении новое существо, которое проявляет характеристики, сильно отличающиеся от тех, которыми обладает каждая из клеток в отдельности". (Ле Бон, 1895/1960:27)
Использование Ле Боном биологической метафоры предвосхищает некоторые из основных концепций теории групп двадцатого века:
- Группа как отдельный уровень анализа в своего рода вложенной иерархии человеческих систем (индивид, группа, организация, общество), каждый уровень требует собственных теорий и средств анализа и не сводится к своим составляющим. составляющим его элементам.
- "Границы", в основном невидимые, психологические, но также пространственные и временные, особенности, которые отличают группы друг от друга и от окружающей среды.
- Временный характер групп, который подразумевает, что эти социальные системы имеют продолжительность жизни, с началом, зрелостью и концом.
В основе теории Ле Бона лежат две идеи: во-первых, что психические процессы индивида радикально изменяются, когда он оказывается членом толпы, разделяя эмоциональный опыт других; и, во-вторых, что в толпе эмоциональные и бессознательные силы преобладают над силами разума:
Какими бы ни были люди, составляющие [толпу], как бы ни были похожи или непохожи их образ жизни, их занятия, их характер или их интеллект, тот факт, что они превратились в группу, делает их обладателями своего рода коллективного разума, который заставляет их чувствовать, думать и действовать совсем не так, как чувствовал бы, думал и действовал каждый отдельный человек, если бы он находился в состоянии изоляции". (1895/1960:27).
Ле Бон утверждал, что под влиянием коллективного разума члены толпы поддаются инстинктам, которые в противном случае были бы сдержаны, впитывают эмоции других людей, заражаясь от них, и становятся очень внушаемыми, словно в гипнотическом трансе. Все эти процессы свидетельствуют о преобладании бессознательных, иррациональных сил над силами разума и рациональности. В тот же год, когда Фрейд и Брейер опубликовали свои "Исследования истерии" (1895), Ле Бон утверждал следующее:
"Толпа, несомненно, всегда бессознательна, но именно в этой бессознательности, возможно, кроется один из секретов ее силы. В мире природы существа, управляемые исключительно инстинктом, совершают действия, удивительная сложность которых поражает нас. Разум - слишком недавний и несовершенный атрибут человечества, чтобы открыть нам законы бессознательного, и еще более несовершенный, чтобы занять его место. Роль, которую играет бессознательное во всех наших действиях, огромна, а роль, которую играет разум, очень мала. Бессознательное действует как сила, до сих пор неизвестная". (1895/1960:7)