Блог Территории Цзин

Воля и волевые качества в психологии

С того периода, когда психология образовалась как наука, тема воли естественным образом была включена в сферу исследований психологии, и до настоящего времени, как ни одно другое свойство личности является предметом разночтений.

Дело в том, что из-за огромного количества новых понятий, таких как «потребность», «мотив», понятие «воля» перестало фигурировать в работах исследователей вплоть до начала 1980-х годов прошлого столетия, так как в это не было необходимости.

Стоит отметить, что в психотерапевтических работах того времени можно встретить данное понятие, но, чаще всего не в том значении, в котором мы привыкли его воспринимать. (2)

Под волей, согласно определению, данному в учебнике «Общая психология», понимается умение посредством контроля своего поведения преодолевать трудности на жизненном пути. Процессы возбуждения и торможения нервной системы и их взаимодействие занимают центральное место. Наряду с общей функцией выделяют также активизирующую и тормозящую. (3)

Один из основоположников психологии как науки, Вильгельм Вундт выдвинул эмоциональную теорию воли, где он сделал вывод о воле, как об особом волевом процессе. В. Вундт предполагал наличие взаимосвязи воли и апперцепции, а сам волевой акт, по его мнению, зависел от аффектов и внимания.

Всеми известные понятия, как потребность, квазипотребность и намерение были введены К. Левином в процессе изучения поведения человека. Поведение не отделимо от действий. Действия, по мнению Левина могут быть волевыми или контролируемыми, импульсивными и преднамеренными. (1) В основе преднамеренных действий лежат, как видно из названия, намерения. Истинные потребности проявляются в импульсивных действиях.

В концепции логотерапии В. Франкл использует понятия «воля», акцентируя вниманием на обладании индивида свободой волей, волей к смыслу и осмысленностью жизни. (5) В своих работах он также выделяет виды воли: воля к смыслу, воля к удовольствию и воля к власти. При этом воля к смыслу в его понимании первична. (5)

Ролл Мэй также изучал понятие воли. Исходя из его концепции воля – это способность организовывать Я и направлять его к заданной цели. Воля – это более осознанное и зрелое понятие, чем желание; обладает возможностью выбора и влияет на само восприятие мира и окружающего нас общества. (4)

В работе «Психологические механизмы волевой регуляции» Иванников исследовал различные понимания воли и представил весь процесс детерминации действия, изложив глубокий обзор зарубежных и отечественных концепций воли и волевой регуляции, что позволяет сократить данную работу, обозначив основные концепции воли в психологии.

Иванников выделил следующие основные взгляды о воле.

1. Мотивационный подход (Аристотель, Т. Гоббс, К. Левин, Д.Пристли, А. Коллинз, Г. Спенсер, В.Виндельбандт, Т.Рибо, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.) осмысляется побудительной характеристикой воли либо как самостоятельное психическое образование, либо как самостоятельная сила непсихологической природы, либо как эмоциональное образование, либо воля взаимосвязана с механизмами регуляции мозгом.

2. Подход свободного выбора (Эпикур, И. Кант, У. Джемс, Э. Мейман, Л.С.Выготский, Ф.Лерш, В. Франкл, П.Я. Гальперин, Ш.Н. Чхартишвили и лр.) предполагает следующие представления о воле:
1) это самостоятельная сила, соответствующая идеи «волюнтаризма»;
2) воля сопоставляется с познавательными процессами (интеллектуалистические теории).

3. Регуляционный подход (Аристотель, И.М.Сеченов, Л.С.Выготский, Ч. Шеррингтон, М.Я. Басов, Л.М. Веккер, В.К.Калин. Р.Мэй. Р.Ассанджоли др.) нацелен на исследование вопросов саморегулияции личностью и часто используется как «эмоционально-волевая регуляция.

В частности, Р. Ассанджоли полагал, что центральным ядром личности является именно воля. Через волю Я имеет доступ к мышлению, может оказывать влияние на желания и другие процессы, протекающие в психике. (2)

Большое число гипотез «воли», Иванников связывает с тем, что намеренное изменение побуждений к конкретному действию является сложнейшей совместной работой мозга и психики. (2)

По его мнению, чем богаче смысловая сфера человека, тем проще ему выполнить то или иное действие или регулировать психические процессы. То есть, воля соотносится им с высшей психической функцией, что превращает волю в инструмент, позволяющий личности отстаивать свое достоинство. (2)

Этот вывод коррелирует с даосской теорией, где сила воли, разум и интеллект взаимосвязаны и проявляются у личности в результате саморазвития, в том числе эмоциональном, что более подробно будет представлено в отдельной публикации.

Ссылки:
1. Дэвид П. Левин. Объектные отношения, работа и Я. / пер. с англ. - М.: ИОИ, 2019. – 283 с.
2. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. 208 с.
3. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб: Питер, 2019. - 538 с.
4. Мэй Р. Теория и практика экзистенциальной психологи. - М.: Институт Общегумманитраных Исследований, 2018. - 336 с.
5. Франкл В. Воля к смыслу. – М.: Альпина нон-фикшн; 2021. – 227 с.

Пути развития воли