Блог Территории Цзин

Воля в философском значении

Формирование понятия воля до появления в конце 19 века (1883 г.) «волюнтаризма» Ф. Тенниса, определяющего волю «надприродной» силой, относилось к философскому направлению.

«В крайнем своем выражении волюнтаризм противопоставлял волевое начало объективным законам природы и общества, утверждал независимость человеческой воли от окружающей действительности» (1).

Античность

Одно из первых философских рассуждений о воле, как о спонтанном, ничем не обусловленном и свободном выборе индивида, не детерминированной никакими внешними или внутренними факторами принадлежит Эпикуру.

Это соотносилось с его концепцией, где человек представляет собой главную ценность и самостоятельно определяющим свое бытие, неподвластное судьбе или божественному промыслу. Воля, по мнению древнегреческого философа, связана с умением обходить стороной то, что может причинить боль и зло.

О воле рассуждал и Аристотель. В своих трудах он попытался определить волю в контексте поступков, в особенности, нравственных.

Во времена Аристотеля считалось, что разум и поступки взаимосвязаны; что разум оказывает влияние на действия человека.

Сам философ не принимал такую точку зрения, считая, что знания не побуждают человека к каким-либо поступкам. Именно понятие «воля» выделяется как стремление к действию, и оно сочетается с умственным решением. Воля, по убеждению Аристотеля побуждает к определенному действию и определяет выбор в направленности действия.

Стоит отметить, что Аристотель разделял два вида разума: «деятельный» и «страдательный». Деятельный разум мыслит понятиями. Здесь всегда присутствует истина и отсутствует ложь. Страдательный разум не может существовать без деятельного.

Средние века

Период средневековья (Августин, Мартин Лютер, Эразм Роттердамский), в большей мере ознаменован религиозным влиянием, в частности Христианством, согласно которой все поступки человека подконтрольны Божьей воле. Можно сказать, это период отрицания свободного волеизъявления индивида или подчинение Божественной.

Святой Августин, используя одно из своих кратких и метких выражений, сказал: "Homines sunt voluntates" (люди доброй воли).

В работе Августина Блаженного подчеркивается, что свободная воля человека является основой его духовной сущности, но только в том случае, если его мысли и действия направлены на добро и соответствуют заповедям Божьим.

Однако, согласно учению Аврелия Августина, грехопадение привело к тому, что человек пошел против Бога и утратил полную свободу воли, данную ему. Поэтому воля человека лишь помогает ему достичь того, что было определено для него Богом в момент крещения.

В эпоху Возрождения возник спор между Эразмом Роттердамским и Мартином Лютером на тему воли и веры. Они имели различные точки зрения на свободу воли человека, что привело к напряженной дискуссии между ними.

Лютер сравнивал волю с вьючным животным, от которого не зависит, кто его оседлает - Бог или Дьявол. Судьба каждого человека была предопределена как во время жизни, так и после смерти.

Эразм Роттердамский критиковал взгляды Лютера в своем труде "Диатриба, или Рассуждение о свободе воли". Он не отрицал предопределение Божье, но подчеркивал, что отрицание свободы воли в отношении нравственности и морали бессмысленно.

Лютер же написал труд "О рабстве воли", в котором назвал оппонента скептиком и "секулярным гуманистом". Это привело к обмену мнениями и ответу в виде короткого сочинения "Сверхзащита".

Последующему развитию философского понимания воли содействовали Декарт, Спиноза, Лейбниц, Шопенгауэр, Гегель, Кант, Ницше.

Некоторые из их теорий еще ставили в зависимость человека от Божественной воли, но с течение времени, намечается отхождение от этой идеи.

Ренессанс

Философия Декарта относительно свободы воли основана на рациональных принципах. Он считал, что воля человека схожа с волей Божьей и представляет собой способ преодоления ограничений бытия, которые являются основным недостатком человека. Декарт также подчеркивал, что воля играет роль в торможении действий, порождаемых человеческими страстями, что устанавливает связь между волей и моралью.

У Лейбница разум рассматривается как средство воли. После анализа информации разум принимает волевые решения, определяющие истинность или ложность фактов, проявляя рациональность и скептицизм.

В своем произведении "Теодицея" Лейбниц говорит о воле как о важном благе, но признает, что Бог, давая человеку свободу, понимал, что грех будет неизбежен. Поэтому за грехами всегда следует наказание. Воля у Лейбница связана с разумом и противопоставляется страстям.

Спиноза, напротив, отрицает свободу воли, утверждая, что человек может ошибочно считать ее свободной из-за ограниченности разума. Для него все желания имеют причины и не могут быть случайными. Истинной свободой воли для Спинозы является человеческая природа и ее естественное проявление.

Артур Шопенгауэр рассматривает волю как основополагающую силу, которая управляет миром. Свобода воли в его понимании это: «Могу делать то, что хочу».

Он видит волю как слепое стремление к жизни, стоящее выше разума и функционирующее по своим законам. Воля руководит разумом, вызывая ожесточенные и бессмысленные конфликты. Шопенгауэр предлагает концепцию "Мировой Воли" как альтернативу гегелевскому Мировому Разуму, утверждая, что мир подвластен только Воле и движется под ее влиянием.

Чтобы справиться с хаотичной силой Воли, можно обратиться к художественному творчеству или буддизму, отрешаясь от желаний и страстей.

Фридрих Ницше связывает понятие воли с жизнью и властью. Он утверждает, что воля проявляется как стремление к установлению власти над другими. Ницше видит в воле сверхчеловека деструктивную силу, стремящуюся к власти над всеми ценностями. Для него даже деревья в лесу борются за власть. Понятие жизни у Ницше раскрывается через категории, такие как "специфическая воля к аккумуляции силы".

Несмотря на расхожесть идей о воле, можно сказать, что большинство философов сопоставляли волю с влиянием, находящейся либо под властью Бога, либо под властью индивида.

Новое время

Понимание воли в экзистенциализме (А. Камю, Ж.П. Сартр, К. Ясперс и др.).

Экзистенциалистами воля полагается абсолютно свободной, не детерминированной чем-либо извне (в особенности социальными условиями). Однако для достижения этой полной свободы человек должен быть «извлечен» из любого рода общественных отношений и связей, так как всякая норма поведения подавляет его волю.

Действительно, именно воля является настоящим внутренним центром человека; именно она делает его по-настоящему самим собой. Без нее самый способный и умный человек был бы не более чем гениальным автоматом.

По мнению Роберто Ассаджиоли, человек с слабой волей подобен пробке в океане, которую подбрасывает каждая волна, или флюгеру, который поворачивается от каждого порыва ветра. Он становится рабом не только чужой воли и внешних обстоятельств, но и своих собственных побуждений и желаний. Ему трудно использовать свои таланты и способности, жить в соответствии со своими убеждениями.

В отличие от этого, индивид с сильной волей находит свое место в мире, преодолевая все препятствия, будь то созданные обстоятельствами или обусловленные его собственными слабостями. Он обретает силу для достижения поставленных целей, добивается успеха и получает удовлетворение от собственных достижений. Воля помогает побеждать, не позволяя страху мешать на пути к успеху.

Ссылки:

1. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб: Питер, 2021. – 280 с
Пути развития воли