Блог Территории Цзин

Душа и тело

«Всё в мире растёт, цветёт и возвращается к своему корню»



Если обратиться к буквальному переводу термина «психология» на русский язык (др. греч. psyche — «душа», logos — «понятие», «учение»), тогда можно сказать, что это учение о душе. Долгое время, психология развивалась именно в этом направлении, главным образом посредством философской мысли.

Возникшие во второй половине XIX века первые лаборатории экспериментальной психологии, где эмпирическим путем выявлялись закономерности психической реальности, позволили сформироваться психологии как науки.

Причем, науки, которая исследует уже не душу человека, а психику как особую форму его жизнедеятельности, представляющую собой высоко организационную живую материю (нервную систему), возникающую в процессе взаимодействия человека с внешним миром.

Посредством психики у каждого человека выстраивается собственная картина мира с использованием таких индивидуальных особенностей, как: психические процессы (мышление, память, восприятие), психические состояния (эмоции, мотивация, тревога и т.д.), личностные психические свойства (характер, темперамент, способности и др.). 

Позволю сказать, что в широком смысле, психика, это внутренний духовный мир человека (потребности, интересы, желания, влечения, знания, умения, навыки поведения и др.), что вновь возвращает к слову «душа».

Западноевропейские размышления о душе разделяются по временным периодам, культурным эпохам и личностям мыслителей. 

Философская мысль способствовала упрочению «дуализма» западноевропейского мышления, где нематериальному «духу» (душе) противопоставлено человеческое тело: душа переживает тело после смерти, а тело является неким «сосудом» или вместилищем души.




В ранний дохристианский период, некоторые мыслители (Гиппократ, Пифагор и др.) в своих рассуждениях о психических явлениях человека соотносили их с законами природы, что имеет довольно много схожего с даосской концепцией.

Иногда, в качестве эквивалента выбиралась одна из стихий, образующих единый мир, которым правят естественные законы.

И всё же, душа представлялась как нечто внешнее по отношению к телу: либо вещественное (огонь, воздух и др.), либо бесплотное. То же самое можно сказать и об идеях Платона, в частности об атомах, которые, как предполагалось «заносятся» в организм извне.

Представляется интересным и тот факт, что именно слово «psyche» стало использоваться как «душа».

Древнегреческое слово «Психе» (ψυχη «душа, дыхание»), порождено именем девушки из греческой мифологии, возлюбленной Эрота. Психея представляла собой олицетворение души, дыхания. Она отождествлялась с тем или иным живым существом, с отдельными функциями живого организма и его частями.

Соответственно, греческое слово «психе» — это не только душа, но и дыхание. Нечто, позволяющее отделить живое от неживого. 

Между тем, в греческой медицине использовалось самостоятельное понятие «пневма».

Термин «пневма» (как и лат. аналог «спиритус») первоначально означал «воздух» или «дыхание». И в некотором смысле обладал психологическим и космологическим значением (напр., «бесконечной пневмой» дышит пифагорейский космос… в греческой медицине пневма есть вещественная жизненная сила-дыхание).

Так, древнегреческий врач Эристрат, внук Аристотеля, различал психический дух (pneuma zotikon), находящийся в сердце и текущий по кровеносным сосудам, и физический дух (pneuma phisikon), находящийся в мозге и текущий по нервам.

Стоит отметить, что значительное отличие понимания души, и тела предложил и Аристотель. Он не считал душу отдельным, «незримым гостем тела». Его идея заключалась в существовании нечто единого, где телесное и духовное образуют нераздельную целостность. И в этом смысле, мышление Аристотеля во многом соотносится с даосской теорией духа (души).

Из вышесказанного следует, что в античном, дохристианском мировоззрении присутствовали два понятия: душа и дух. В английском языке так же используется два разных слова: soul (душа) и spirit (дух).

Как будто, человек обладает не только душой, но еще и духом, который имеет какую-то индивидуальную природу. Но, посредством идей христианской религии дух был как бы отделен от человека и перемещен к иному смыслу, в религиозном понимании (Отец, Сын и Святой Дух). И с постепенным укоренением христианского мировоззрения «дуализм» души и тела становится наиболее устойчивым.


Так, например, тело и дух разделены в философии Декарта (1596-1650): «восприятия, или ощущения, или душевные движения, которые относят в особенности к ней и которые вызываются, подтверждаются и усиливаются некоторым движением духов».

В свою очередь, Иммануил Кант (1724-1804) полагал, что «дух» является оживляющим принципом души, источником мысли. Г.В.Ф. Гегель (1770 – 1831) считал, что Дух является единой неизменной гомогенной сущностью, а идеи первичны по отношению к материальным объектам.#nbsp;

В противовес западному пониманию души и тела, в Китайской медицине «дух» включает в себя одновременно три явления: психические (мышление, здравый смысл), эмоциональные и телесные. 

В основе того понимания содержится идея единства духа и тела. В даосской теории отсутствует дуализм мышления, как в западной доктрине, где есть дух (душа) и нечто, «одушевляющее» тело».


В понимании даосов и как следствие в китайской медицине, дух и тело – это нечто единое, но имеющее свои различные состояния, как конденсация и агрегация: Разум (Шэнь) – Сердце; Эфирная душа (Хунь) – печень; Телесная душа (По) – легкие; Интеллект (И) – Селезенка; Сила воли (Чжи) – Почки.

Эти пять явлений в совокупности и представляют собой Дух, а пять соответствующих им органов называют «местом» их нахождения («Концепция У-Син»).

Примечательно и то, что в китайском языке в иероглифе обозначающим тело используется три слова: Шэнь, Си и Ти. Интересно, что образующим является слово «Шэнь», которое так же используется в иероглифе и в значении «Разум».

Данное совпадение позволяет сделать вывод, что человек в даосской теории рассматривается как имеющий связанные друг с другом физический и духовный аспект. 

Даосский философ Си Кан (223-262 н.э.) изрек:


«Поэтому благородный человек знает, что тело зависит от духа в способности стоять, но дух нуждается в теле для того, чтобы существовать».


Противоположное западному мнение даосов, описывает дух как особо утонченный продукт той же составляющей тела, то есть Ци (некая субстанция, которая присутствует в каждом явлении Вселенной).


Различие духа и тела заключается лишь в различных проявлениях Ци: когда Ци рассеивается, это дух; когда она конденсируется, это материя.

И каждый из обозначенных элементов не только выполняет свою функцию, но и оказывает прямой воздействие на тот или иной орган и как следствие развитие того или иного заболевания, в том числе и психического, а так же связан с той или иной эмоцией, а именно.

Но об этом в другой раз.

Саморазвитие