Блог Территории Цзин

Воля в психоанализе

Бессознательное и воля

Начало развития психоанализа, можно сказать явилось сокрушающим для концепции воли, ранее развиваемой в большей мере философским воззрением, о чем более подробно описано в публикациях, отмеченных по ссылкам визу текста.

С появлением психоанализа, основной движущей силой человека становится его бессознательное, а воля связывается с эффективностью Эго, в достаточной мере свободным от внутренних конфликтов, что позволяет индивиду реализовывать осознаваемые им намерения.

Открытое Фрейдом бессознательное, по сути, отвергало наличие воли, так как некоторые психические процессы и само содержимое психики становится сознательными только пройдя через механизм сопротивления.(2)

Бессознательное представлено как некая система, обладающая: подвижностью нагрузок, характерной для свободной энергии; отсутствие отрицания, сомнений; безразличие к реальности и подчинение одному лишь принципу «удовольствия-неудовольствия». (2)

Поведение индивида, с позиции фрейдовской психоаналитической теории, основывается его мотивами, а не волей и продиктовано Оно (Ид), Сверх-Я, требованиями внешнего мира:

  • Оно (Ид) - бессознательное человека, где отсутствуют категории добра и зла, морали и нравственности. Бессознательное руководствуется инстинктами (влечениями), относящиеся к биологическим;

  • Инстанция Сверх-Я (Супер-Эго) является наиболее жесткой и жестокой по своей сути. Именно здесь осуществляется подавление бессознательных влечений через функции самоконтроля, совести, морали и нравственности;

  • Я (Эго) — сознание человека, некий посредник между «Оно» и «Сверх-Я», которое может быть подвижным и волевым, действие которого можно рассматривать как желание наездника обуздать дикую лошадь, которая превосходит его по силе. (4)

Фрейд утверждал, что основой всех поступков человека является энергия «либидо» и влечения. Между тем, в бытийном использовании «сила воли» довольно часто употребляется, например: «собрать волю в кулак». Это позволяет предположить, что в человеческом опыте «воля» и «сила воли» являются значимыми категориями, обладающими глубинным пониманием, чтобы полностью быть исключенными из психоаналитической теории.

Несмотря на неоднократное упоминание Фрейдом воли, последняя не вошла в психоанализ ввиду несовместимости с детерминизмом и идеей о том, что психические процессы находятся под воздействием бессознательных процессов, которые не могут регламентироваться волей индивида.

Австрийский зоолог, психолог и философ Конрад Лоренц связывает волю с природной агрессивностью индивида. В случае, если агрессивные влечения не реализуются в формах, принятых обществом, то они превращаются в оружие, опасное для социума.

Для Юнга проявления воли — это прообразы поведения и мышления, присущие культуре отдельно взятого народа.

Воля, по мнению Альфред Адлера, это желание господствовать и властвовать внутри социума. Карен Хорни и Эрих Фромм рассматривают волю через желание человека культурно самореализовываться.

Основная идея трудов Фромма – это исследование противоречий человеческого существования в мире: существования человека «иметь» и «быть»; проблема человеческой свободы и ее видов «свобода от» и «свобода для». Разработанные Фроммом приемы «гуманистического психоанализа» призваны ликвидировать имеющуюся дисгармонию между человеком и природой и «оздоровить» общество.

Отказа Фрейда от исследования воли в пользу переноса

Одним из первых суждений о воле Фрейдом обнаруживается в анализе истерии Доры, когда его пациентка, к большому огорчению Фрейда, неожиданно прекратила лечение всего через несколько недель, в тот момент, когда его терапевтические амбиции были на высоком уровне.

Он написал, после того как его возмущение улеглось, что признает одним из пределов психотерапевтического воздействия «волю и понимание» самого пациента. (5)

Анализируя случай Доры, у Фрейда появились другие важные для психоанализа мысли о своей терапевтической неудаче - мысли о природе переноса, который казался более очевидным для понимания причины прерывания лечения Дорой.

Этим Фрейд, можно сказать, отказался от традиционной воли, обнаружив движущую силу в либидо. Другими словами, он больше не признает пределы психологического воздействия - т. е. волю и понимание - и вместо этого разрабатывает теорию переноса, которая оказалась столь значимой для психоанализа.

Однако «проследить... жестокие импульсы и мотивы мести... назад к их источникам» — это не совсем то же самое, что рассматривать психологию воли как таковой. Фрейд ограничился тем, что назвал сексуальность движущей силой симптома.

В своей работе «Некоторые типы характеров из психоаналитической практики», на примере Ребекки, Фрейд описывает два вида мотивов: решающий (поверхностный) мотив и глубокий (прикрывающий) мотив. Решающий и поверхностный, связан с отказом Ребекки выйти замуж за пастора Иоганнеса Росмера.

Прикрывающий мотив – чувство вины Ребекки из-за обвинений в инцесте. (6) В этой работе также можно обнаружить сходство между «решающим» мотивом и волей, что, собственно, и делает Фрейд, иногда подменяя эти понятия.

Например, в работе «Из истории одного инфантильного невроза. Вольсфманн», Фрейд делает вывод о том, что мотив формируется под воздействием воли и возможно, здесь имелся в виду «прикрывающийся» мотив».

Фрейд иногда использует выражение «своеволие»: «младенцы проявляют своеволие... сломить упрямство и достигнут послушания..», а волевое действие описывает как более зрелое, связанное с переходом от принципа наслаждения, присущее ребенку, к принципу реальности. (6)

В работе «Массовая психология и анализ человеческого Я», Фрейд так же разделяет волю и мотив. По его мнению, за каждым нашим действием стоят причины, которые мы не желаем признавать, а за ними скрываются еще более глубокие причины, которые мы даже не осознаем.

Продолжая рассуждения, он делает вывод об отсутствии у массы (группы людей) постоянства воли. Фактически, Фрейд предполагает как наличие мотива – причины поступков, так и воли, не давая при этом последней какого-либо научного объяснения, и тем самым, оставляя воле бытийное понимание и последующее неоднозначное толкование таковой в психоанализе.

С появлением в работах Фрейда новых понятий влечения к жизни (Эрос) и влечения к смерти (Танатос), значение и понимание сексуальности расширилось.

Теперь сексуальность – это не только инстинкты, как принято в животном мире. В ней также нет ничего естественного, о чем свидетельствует гомосексуальность.(2) Исходя из глагольного понимания либидо (здесь: выживать, укреплять) можно предположить, что влечение к жизни соотносится с волевым действием индивида продолжить свою жизнь. Влечение к смерти – отказ от волевого действия жить.

Возможно, если бы Фрейд увлекся не только переносом, но и волей, последняя нашла бы свое место в исследованиях Фрейда, а не заменена мотивом. На мой взгляд, мотив обладает свойствами статичности, фиксации, тогда как воля соотносится с действием, что согласуется с поведением человека.

Из описанных идей Фрейда можно заключить, что:

1) «своеволие» можно понимать как отказ подчиняться ком-либо или сотрудничать с другими и быть может, даже из желания досадить. Тогда можно сказать, что своеволие – это проявление воли в противовес чьей-то воле, когда сотрудничество с кем-либо ощущается как угроза идентичности.

Фрейд упоминал о способности принимать по необходимости пассивную позицию, как о критерии психического здоровья, сопоставляя это со способностью подчинять свою волю другим без ощущения угрозы для своей идентичности;

2) мотив не всегда подменяется волей, например, не всегда обладающий высоким уровнем мотивации индивид, выражает готовность совершать действия для достижения целей.

Нельзя отрицать, что мотивация оказывает влияние на волю, но всегда есть выбор — поступать определенным образом или нет.

Объяснять поступки и поведение человека исключительно с точки зрения его мотивации означает освободить его от ответственности за свои деяния. Вероятно, использование понятие «мотив» вместо «воли» является способом заполнения пробела между понятием воля и влечение (инстинкт).

Подтверждение тому, работа Фрейда «Я и Оно», (5) в которой он обозначил, что задача терапевта – это предоставить возможность Я пациента выбрать путь. По сути, речь идет о волеизъявлении индивида.

Отыгрывание как волевой акт

Рассуждая о переносе, «возможно, самого мощного инструмента в руках аналитика», Анна Фрейд выделяла три типа переноса: перенос импульсов либидо, истоки которых находятся в Эдиповом комплексе и страхе кастрации; переносе защиты, как мере, выработанной против инстинктов в прошлом; действия в переносе - отыгрывание в повседневном поведении инстинктивных импульсов и защитных реакций. (1)

И если первые типы переноса, с позиции Анны Фрейд связаны с бессознательным, размышляя о переносе действий ею упоминается воля: «До тех пор, пока «Я» продолжает функционировать свободно или же если оно объединилось с «Оно» и просто действует по своей воле, для эндопсихическх смещений и осуществления внешних воздействий имеется мало возможностей». По сути, воля идет быть либо бесконтрольной, когда «Я» и «Оно» находятся в согласии, либо, подчинена сознанию, когда происходят эндопсихические смещения, в частности, в результате психоанализа.

Такое разделение переноса на типы, в одном из которых присутствует воля, позволяет подтвердить предположение о том, что, уделив внимание переносу, Фрейд упустил важность эмпирического исследования воли.

Можно предположить, что действию в переносе (отыгрываю) присущ как мотив (в большинстве бессознательный), так и воля (принимаемое решение к действию), когда «Я» и «Оно» с действуют согласованно. Действия в переносе выражаются через осознанные чувства каких-либо прошлых патогенных вытесненных конфликтов индивида, но доступных к осознанию переживания настоящего.

Гринсон полагает, что отыгрывание «относится к хорошо организованной связанной группе действий, которые обнаруживают определённую цель, сознательно осуществляются и являются эго-синтоничными». Он описывает этот процесс на примере случая Доры, которая, по мнению Гринсона, вела себя с Фрейдом таким образом, каким бессознательно хотела бы вести себя со своим любовником К.; она бросила его. (3)

Мысли о действиях в переносе (отыгрывание) были изложены многими авторами, такими, как: (Fenichel, 1945a; Greenacre, 1950, 1963, 1968; Limentani, 1966; Panel, 1957; Rosenfeld, 1966; A. Freud, 1968; Grinberg, 1968; Kanzer, 1968; Moore, 1968; Rangell, 1968; Panel, 1970).
Ссылки:
  1. Анна Фрейд. Психология Я и защитные механизмы. - М.: Педагогика, 1993. - 144 с.
  2. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. Пер. С франц. Н.С. Автономовой. Репритное воспроизведение текста издания 2-1- М.; - СПб. Центр гумманитарных инициатив, 2020. - 752 с.
  3. 1. Ральф Р. Гринсон. Техника и практика психоанализа. – М.: «Когито-Центр», 2018. 690 с.
  4. Фрейд З. Я и Оно. – СПб: Алтейя, 1998. 158 с.
  5. Фрейд З. Знаменитые случаи из практики. - М.: «Когито-Центр», 2007. - 538 с.
  6. Фрейд З. Психоаналитические этюды. - М.: ООО «Попурри»,1996. 606 - с.
Пути развития воли